Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия №12"г.Грозного

gbougimn12@mail.ru
8(8712)294674
Пн-Пт: 8.30-17.00
Сб: 8.30-14.00
 
 
 
 
 

«Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах»

Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей

и молодежи «СУВАГ»


Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 -

2020 годах»

Проект «Повышение квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении»

Учебно-методический комплект, обеспечивающий повышение квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного

участия в дорожном движении


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Москва, 2014


 

УДК 378.046.4 ББК 74

Методические рекомендации. Учебно-методический комплект, обеспечивающий повышение квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении - Москва: АНО «СУВАГ», 2014. - 75 с.

Методические рекомендации входят в состав учебно-методического комплекта, разработанного Автономной некоммерческой организацией «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» в рамках реализации проекта «Повышение квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава общеобразовательных                                                                            учреждений,        учреждений

дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах».

Рекомендации содержат анализ и проектирование деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении, тексты и извлечения из актуальных нормативно-правовых актов по вопросам формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении, описание технологий и приемов деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении, рекомендации по организации содержательного и технологического обеспечения деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.

Методические рекомендации адресованы руководящим и педагогическим работникам общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.

ДК 378.046.4 ББК 74

© АНО НМЦ «СУВАГ», 2014


 

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1.          Анализ и проектирование деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении

1.1.     Вопросы формирования профессиональной компетентности педагогов в области безопасности жизнедеятельности, включающей развитие личностных качеств, направленных на бережное отношение к окружающей среде, обеспечение безопасности детей и собственной безопасности, освоение необходимых знаний, умений и практических действий по предупреждению опасных и чрезвычайных ситуаций

1.2.     Проблемы создания инновационной системы обучения детей и подростков во всех звеньях непрерывного образования, в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развития нового мировоззрения, позволяющей ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдалённые последствия реализации опасных ситуаций

1.3.         Организация взаимодействия различных социально-педагогических институтов в образовательной среде как условие обеспечения педагогами безопасности жизнедеятельности детей

2.          Тексты и извлечения из актуальных нормативно-правовых актов по вопросам формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении

2.1.     Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»

2.2.     Федеральный 3акон № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения»

2.3.         Письмо МВД России от 21.09.2006г. № 13/4-4738 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозке групп детей автомобильным транспортом

2.4.     Письмо Минобрнауки России № ИК 174/06 и ДОБДД МВД России от 16.03.2009г. №13/8-50 «О взаимодействии по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»


 

3.    Описание технологий и приемов деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении

3.1.    Технологии и приемы привития навыков безопасного поведения детей

3.2.    Технологии и приемы, правовые и неправовые формы пропаганды безопасности дорожного движения

4.          Рекомендации по организации содержательного и технологического обеспечения деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении

Список рекомендуемой литературы


 

Введение

В современном мире одной из важнейших социально-общественных проблем является проблема травматизма детей в окружающей среде и, в первую очередь, в сфере дорожного движения.

Согласно данным международной статистики, подавляющее число дорожно­транспортных происшествий возникает из-за ошибок самих пострадавших (водителей или пешеходов). Сегодня наукой выделено 28 ошибочных действий водителей и 180 типичных ситуаций, повлекших дорожно-транспортные происшествия.

Уровень аварийности на транспорте, а также уровень и тяжесть его последствий находятся в определенной зависимости от уровня подготовленности всех без исключения участников процессов в этой сфере. Важную роль играет подготовленность преподавательского состава образовательных организаций, компетентность педагогов в сфере безопасности жизнедеятельности детей в дорожном движении.

В настоящее время осуществляется деятельность по повышению квалификации руководящих и педагогических работников в сфере формирования у детей и подростков навыков безопасного участия в дорожном движении, разрабатываются образовательные программы, методические пособия и т.п.

Настоящие методические рекомендации входят в состав учебно-методического комплекта, разработанного Автономной некоммерческой организацией «Научно­методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» в рамках реализации проекта «Повышение квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013

-    2020 годах».

Цель методических рекомендаций: методическое сопровождение повышения квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.

Методические рекомендации содержат:

а)      анализ и проектирование деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и


 

дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении:

-    вопросы формирования профессиональной компетентности педагогов в области безопасности жизнедеятельности, включающей развитие личностных качеств, направленных на бережное отношение к окружающей среде, обеспечение безопасности детей и собственной безопасности, освоение необходимых знаний, умений и практических действий по предупреждению опасных и чрезвычайных ситуаций;

-    проблемы создания инновационной системы обучения детей и подростков во всех звеньях непрерывного образования, в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развития нового мировоззрения, позволяющей ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдалённые последствия реализации опасных ситуаций;

-    организация взаимодействия различных социально-педагогических институтов в образовательной среде как условие обеспечения педагогами безопасности жизнедеятельности детей;

б)   тексты и извлечения из актуальных нормативно-правовых актов по вопросам формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении:

-    Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»;

-    Федеральный 3акон № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения»;

-    Письмо МВД России от 21.09.2006г. № 13/4-4738 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозке групп детей автомобильным транспортом;

-    Письмо Минобрнауки России № ИК 174/06 и ДОБДД МВД России от 16.03.2009г. №13/8-50 «О взаимодействии по вопросам профилактики детского дорожно­транспортного травматизма»;

в)   описание технологий и приемов деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении:

-    технологии и приемы привития навыков безопасного поведения детей;

-    технологии и приемы, правовые и неправовые формы пропаганды безопасности дорожного движения;


 

г) рекомендации по организации содержательного и технологического обеспечения деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.

1.       Анализ и проектирование деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении

1.1.  Вопросы формирования профессиональной компетентности педагогов в области безопасности жизнедеятельности, включающей развитие личностных качеств, направленных на бережное отношение к окружающей среде, обеспечение безопасности детей и собственной безопасности, освоение необходимых знаний, умений и практических действий по предупреждению опасных и чрезвычайных ситуаций

В настоящее время развитие педагогической науки происходит в рамках компетентностной парадигмы. Под компетентностным подходом принято понимать интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Важным условием успешности образовательного процесса выступает профессиональная компетентность педагога. Профессиональная компетентность педагога в области безопасности жизнедеятельности - это:

1)       тип образовательного результата, базирующегося на фундаментальном научном образовании, который является условием готовности к творческому решению образовательных задач, познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной деятельности личности безопасного типа поведения;

2)       системная реализация сформированных профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний и практических умений о безопасности жизнедеятельности; способность эффективно организовать образовательный процесс в


 

области безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными принципами и требованиями1.

Профессиональная компетентность педагога в области безопасности жизнедеятельности включает в себя компетенции морально-психологической, физической и экологической безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях, а также правовой, социальной, информационной, политехнической, медицинской, военной безопасности и т.п.

Профессиональная компетентность педагога в области безопасности жизнедеятельности должна включать развитие личностных качеств, направленных на бережное отношение к окружающей среде, обеспечение безопасности детей и собственной безопасности, освоение необходимых знаний, умений и практических действий по предупреждению опасных и чрезвычайных ситуаций.

Социально-педагогическими предпосылками необходимости подготовки педагогов в сфере безопасности жизнедеятельности являются необходимость удовлетворения социального заказа (государства, общества, школы) в образовании педагогов, комплексно решающих задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; потребность в формировании социокультурной среды для профессионального становления педагогов.

Для успешного формирования профессиональной компетентности педагогов в области безопасности жизнедеятельности необходимо соблюдение ряда методических условий: мотивационных, информационных, процессуальных, материально-технических, оценочных, коммуникативных.